Последние новости

К еврейским могилам не носят цветов

Хотите видеть больше наших новостей и видео? Подписывайтесь на наш новый канал в телеграм: https://t.me/isralikeorg

«Наша семья готовится к открытию памятника на могиле моей матери. Моя тетя собирается посадить на могиле цветы. Допустимо ли это с точки зрения еврейской традиции? Обычно на еврейских могилах, по моим наблюдениям, цветов не сажают. Мне кажется, что это вообще не еврейский обычай». 

На вопросы  отвечает раввин Элиэзер Залманов:

Вы, безусловно, правы. Обычай высаживать на могилах цветы действительно не соответствует еврейской традиции. Вы спросите, почему это так? Позвольте мне в качестве ответа пересказать письмо, которое в ответ на похожий вопрос написал известный галахист, венгерский хасидский ребе Хаим Элазар Шпира из Мункача (1868-1937). Некоторые богатые евреи в городе, где жил этот мудрец (ныне Мукачево Закарпатской области Украины), желали украсить цветами могилы своих близких. Ребе объясняет им, почему делать этого не следует:

Наши мудрецы говорили, что во время похорон все евреи должны быть равны, вне зависимости от материального положения их семей. Вот почему евреев, независимо от уровня достатка, хоронят в одинаковых полотняных саванах. Украшение могил богачей цветами создает ненужные перегородки между социальными классами.

Согласно еврейскому закону, в могилы запрещено помещать съедобные продукты, поскольку это расточительство милости Всевышнего. По этому же принципу помещение прекрасных благоухающих цветов в могилу также нарушает нормы иудаизма.

Запрещается использовать все что, связано с покойниками — будь то надгробие или даже земля на могиле. Следовательно, нельзя высаживать на кладбище цветы, а также наслаждаться ароматом цветов принесенных.

Главная же причина, по которой следует отказаться от украшения могил цветами, состоит в том, что это нееврейский обычай, которому не следует подражать. «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (Ваикра 18:3). Из этого следует, что евреям не следует перенимать нееврейские обычаи. И это самая главная причина, по которой рабби Шпира не рекомендовал высаживать на могилах цветы.

Несмотря на то, что цветы очень красивы, в еврейской традиции есть иные, более духовные, способы почтить память покинувших нас близких. В первую очередь следует позаботиться о том, чтобы до и во время похорон были произведены необходимые с точки зрения еврейской традиции процедуры. В течение 11 месяцев после кончины миньян должен читать по усопшему Кадиш. В течение семи дней траура (Шива) родственники мужского пола должны три раза в день произносить Кадиш в миньяне. В случае смерти родителей их сыновья после Шивы должны в течение 11 месяцев трижды в день читать Кадиш в синагоге. В течение первого года после кончины следует ежедневно зажигать поминальные свечи во славу ушедшей от нас души. Необходимо более тщательно соблюдать все заповеди самому и внушить мысль об этом своим детям. Близлежащей синагоге или еврейской школе следует пожертвовать еврейские книги, поместив на форзаце посвящение с именем покойного.

Следует изучить столько трактатов Мишны, сколько возможно, поручив изучение оставшихся трактатов добровольцам. По возможности, изучение Мишны должно быть завершено к Шлошим (30 дней с момента похорон). В последний день Песаха, во второй день Шавуот, в Йом Кипур и в Шмини Ацерет следует читать в синагоге молитву Изкор. Посещая кладбище, следует читать молитвы и псалмы. Отметить свое присутствие на могиле следует, положив на надгробие камешек. За могилой необходимо ухаживать, следить, чтобы она не заросла сорняками и не пришла в упадок. Ребенку, родившемуся вскоре после похорон, дают имя в честь покойного. 

Роберт Берг

Источник: jewish.ru

Хотите видеть больше наших новостей и видео? Подписывайтесь на наш новый канал в телеграм: https://t.me/isralikeorg

%d такие блоггеры, как: