Реклама
Последние новости

Почему перед Рош ха-Шана все должны вспомнить свои грехи, а не только евреи

Реклама

Многие считают Рош ха-Шана праздником, и это правильно, ведь это день Новолетия. Однако в еврейской традиции в преддверии Новолетия следует не просто веселиться, а вспомнить свои грехи. Более того, первые десять дней нового еврейского года называются «днем трепета». Почему? Давайте разберемся.

Фото: shutterstock

Как говорится в молитве этих грозных дней, «как пастырь, проверяющий стадо свое, проводит овец под посохом своим, так и Ты проводишь и исчисляешь, определяешь и учитываешь души всего живого, решаешь судьбу всякого создания и подписываешь приговор. В Рош ха-Шана приговор записывается, а в день поста Искупления скрепляется печатью: скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть, кому на исходе дней и кому безвременно».

По этой причине в преддверии Новолетия, в последующие десять дней трепета и, конечно, же в сам Йом-Кипур люди вспоминают свои грехи, стремятся измениться к лучшему.

Разумеется, человек может раскаяться в любой момент, может раскаяться даже и на другой день после Йом-Кипур, однако это не скажется на его судьбе в текущем году, так как приговор уже вынесен, и следующее рассмотрение состоится только в начале следующего года. До этого же момента действуют решения, принятые 1 тишрея, в Рош ха-Шана, и окончательно утвержденные 10-го — в Йом-Кипур.

Почему человек сравнивается с растениями

Но каким образом результат интимного и непредсказуемого обращения к Богу может быть как-то приурочен к годовому циклу? Каким образом пробег Земли вокруг Солнца может быть как-то увязан с человеческими решениями и поступками? Почему подведением итогов людской жизни должны служить не какие-то ее собственные вехи, а сезонные циклы, по которым живет вся природа, причем в первую очередь растительная?

Фото: shutterstock

В трактате «Рош ха-Шана» (16.а) приводится Мишна, в которой связь эта как бы нарочито подчеркивается. Человек почему-то оказывается в одной компании, в одной упряжке с… растительным миром!

Мы читаем: «Мир судится четыре раза. В Песах — относительно урожая злаков, на Шавуот — относительно плодов деревьев, в Рош ха-Шана весь мир проходит перед Ним, как стадо овец, как сказано: «Из места обитания Своего наблюдает Господь за всеми населяющими землю, Он, создавший сердца всех их, понимающий все дела их» (Тегил, 33.14); «и в Суккот судится относительно дождей» (то есть, опять же, в первую очередь растительного мира).

В этом же трактате ставится вопрос об уместности такого соседства. Причем далее как раз высказываются альтернативные суждения.

Мнение, согласно которому «мир судится в Рош ха-Шана, а в Йом-Кипур выносится приговор», принадлежит рабби Меиру. Но остальные мудрецы его оспаривают: «Рабби Йоси сказал: человек судится каждый день, как сказано: «Вспоминаешь Его по утрам». А рабби Натан сказал: человек судится каждый час, как сказано: «Каждое мгновение испытываешь его» (Иов, 7:18).

Большинство мудрецов склонялись к мнению, что суд над человеком производится постоянно, что судьба корректируется ежедневно и даже ежечасно по мере совершения человеком каких-то неприглядных, или, напротив, достойных поступков.

И все же мнение рабби Меира оказалось общепринятым. Согласно вере Израиля, весь мир и каждый человек в отдельности судятся раз в год — на Рош ха-Шана. Но почему человек оказывается втянут в растительный ритм? По-видимому, в знак солидарности всего живого. Предстоя перед Всевышним, Израиль представительствует за все существа, включая растительный мир!

Почему в еврейский Новый год выносится «приговор» не только евреям

В еврейский Новый год судится не только Израиль, но вообще все человечество. Мы верим, что в этот день Создатель решает, «скольким отойти и скольким быть сотворенными» не только в Израиле, но и в Индии, и в России, и в Америке.

Фото: StockStudio shutterstock

Поэтому в этот день Израиль молится за все народы, молится за единство: Между тем «новогодняя» солидарность Израиля не ограничивается общечеловеческой, она идет дальше, она распространяется на животный и растительный миры, как это ясно видно из слов Псалма (89:12-16), связывающего праздник «трубления» не только со всеми живыми творениями, но даже и с неодушевленной природой: «Твое небо и Твоя земля, вселенная и все, что наполняет ее, Ты создал. Север и юг — Ты создал их, Тавор и Хермон радуются имени Твоему. У Тебя мышца с силой, крепка рука Твоя, поднята десница Твоя. Справедливость и правосудие — основание престола Твоего, милость и истина пред Тобой. Счастлив народ, умеющий трубить. Господи, в свете лица Твоего ходят они».

Итак, 1 тишрея — это Новолетие решительно всех живых существ, и именно это позволительно усмотреть в молитве этого дня: «Ты помнишь содеянных в мире и поминаешь всех созданных издревле. Пред Тобою открыто все сокровенное и множество сокрытого от начала мироздания, ибо нет забвения перед троном славы Твоей и ни одно создание не укроется от Тебя. Все открыто и известно пред Тобою, Господь, Бог наш, Ты провидишь и взглядом проникаешь до конца поколений. Ибо Ты назначаешь пору памяти, чтобы был помянут всякий дух и душа, чтобы вспоминались деяния многие и бесчисленное множество творений».

Любовью Всевышнего объяты, согласно вере иудеев, не только все люди, но и вообще все живые существа. И от человека ожидается проявление солидарности также и по отношению к животным.

Так, в трактате «Бава Меция» рассказывается, как однажды ведомый на забой теленок попытался спрятаться в складках плаща рабейну Йегуды Анаси. Мудрец оттолкнул его, сказав: «Ступай, ибо для того ты создан». Сразу после того у него разболелись зубы. Страдания мудреца продолжались 13 лет — ровно до тех пор, пока он не запретил служанке выгнать из своего дома мышь.

Как бы то ни было, Всевышний промышляет не только о людях, но и о животных, как сказано: «Справедливость Твоя, как горы мощные, суды Твои — бездна великая. Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи» (Тегил, 36:7).

Суды Его распространяются не только на животных, но и на растения. И растения отзываются на Его суд с радостью, как сказано: «Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля, зашумит море и все наполняющее его. Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса. Пред Господом, ибо приходит Он судить землю, судить будет Он вселенную справедливостью и народы — истиной Своей» (Тегил, 96:11-13).

Чтобы представить перед Богом все звенья, человек должен снизойти до ритмов самого «слабого» из них, должен войти с ним в резонанс. Человек призван подхватить «песню деревьев», а не деревья — песню человека.

За этим «единым союзом» стоит не космическое, не кармическое единство (хотя и его можно иметь в виду), а та солидарность всего живого, о которой учил Альберт Швейцер: «Бесчисленные поколения живых существ самых различных видов должны были вместе бороться за свое существование против сил природы и в этой общей заботе утрачивали чувство вражды друг к другу, стремясь сообща организовать защиту против грозящего им уничтожения или вместе погибнуть. Человек испытывает чувство солидарности с животным, так же, как и животное с ним, хотя и не так полно. Этика есть не только нечто, присущее лишь человеку, но и нечто, заложенное в любом существе, хотя и менее развитое в нем. В активном или пассивном смысле ко всем существам может быть применим принцип нравственного. Главнейшей заповедью этики является, следовательно, тот принцип, что человек не должен причинять никакого зла ни одному одушевленному существу, пусть даже низшему и даже тогда, когда он вынужден прибегать к обороне».

Судя человека раз в год вместе с растениями и животными, Всевышний учит людей солидарности с ними, напоминая, что человечество, частью которого Израиль является, находится во вселенском союзе с Богом.

Арье Барац

Источник: vesty.co.il

Реклама
Реклама
%d такие блоггеры, как: