Реклама
Последние новости

ХРАМОВАЯ ГОРА: история религиозного конфликта с древности до наших дней

Реклама

Храмовая гора (на иврите hар hа-Баит – дословно «гора Дома») — прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Ее название упоминается в книге пророка Йешаягу (Исайи) 2:2: «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».

Если Иерусалим в целом считается священным городом для трех религий – иудаизма, христианства и мусульманства (перечисление в порядке возникновения), то Храмовая гора в частности представляет собой эпицентр конфликта этих конфессий.

6RO76yBTGcg.jpg

В последние десятилетия, однако, об участии христиан в этом конфликте мы слышим всё реже. Их демографическая доля в населении Иерусалима и всей Страны Израиля неуклонно падает, а вот иудеи и мусульмане, хотя и пытаются эпизодически договориться между собой, больше занимаются не сотрудничеством, а соперничеством, конца которому не видно.

Последний (на сегодняшний день, но, конечно, не абсолютно последний) раунд конфликта связан с установкой и демонтажом металлодетекторных рамок у входа на Храмовую гору после того, как 14 июля 2017 трое арабов-мусульман из Умм-эль-Фахма, обладающих израильским гражданством, совершили там теракт, стоивший жизни двум израильским полицейским-друзам.

Иудеи

Иудеи считают Храмовую гору самым священным местом на Земле. На ее территории находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, будет стоять Третий Храм. Религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.

Еще до строительства храмов на этом месте, согласно еврейской традиции, произошли следующие события:

1. Бог сотворил первого человека — Адама.
2. Адам совершил жертвоприношение Богу.
3. Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
4. Ноах (Ной) принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
5. Авраам приготовил своего сына Ицхака (Исаака) для жертвоприношения Богу.

Христиане

Согласно христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Родители Девы Марии — праведные Иоаким и Анна, когда их дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет — посвятить её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Мусульмане

В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения: мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра). Ислам считает это место третьим по святости после Мекки и Медины, расположенных в Саудовской Аравии. Мечеть Купол Скалы построена в самом центре Храмовой горы. Внутри неё находится выступающий из земли камень — единственная часть горы, возвышающаяся над плоским плато. Согласно устной исламской традиции, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне. Письменно же Иерусалим не упоминается в Коране нии разу.

Как возводилась Храмовая гора

Согласно ТАНАХу, участок земли, где был впоследствии построен Иерусалимский Храм, царь Давид купил у иевусея Орны (Аравны). Деньги на покупку этого участка были собраны с каждого из колен Израиля. На этом месте Давид воздвиг жертвенник Богу, а сын Давида и его наследник престола Соломон построил Первый Храм.

С 825 по 422 год до н.э. Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался верховный суд и законодательный центр. В Храме проводилась ежедневная служба с жертвоприношениями, а три раза в год во время праздников все евреи-мужчины были обязаны приходить сюда.

Первый Храм был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего иудейского царя — Цидкиягу (Седекии) против Вавилона.

В 368 году до н.э., после возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения, на этом месте началось возведение Второго Храма. Строительство продолжалось около четырёх лет. Затем Храм был освящен и стал духовным, общественным, законодательным и судебным центром еврейского народа. Это сооружение просуществовало до Первой Иудейской войны — 70 года н. э., когда оно было разрушено и сожжено римлянами под предводительством Тита.

По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона, с которого трубили в трубы, провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «к месту трубления».

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана.

Вспыхнуло новое еврейское восстание под предводительством Бар-Кохбы, продолжавшееся с 132 по 136 год. Восставшим евреям удалось на три года отвоевать Иерусалим и даже соорудить «временный Храм», однако летом 135 года восстание было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, запрещающий доступ в город всем обрезанным.

В 361 году на престол римской империи взошёл Юлиан. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и даже обнародовал план восстановления иудейского Храма в Иерусалиме. С 19 по 26 мая его проект уже претворялся в жизнь, однако работы были прекращены из-за пожара, причины которого до конца не выяснены. Спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял полководец Иовиан, который положил конец всем планам предшественника. Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка.

Как появилась мечеть Аль-Акса

В 638 году Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Омар посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. В 687—691 годах по повелению его преемника Абдул аль-Малика над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы с позолоченной крышей. В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 года. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 году. Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. В XIII веке исламский богослов Ибн-Таймия утверждал: «Аль-Акса — это имя для всего места отправления культа, построенного Сулейманом (Соломоном)». Ибн-Таймия выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с двумя самыми святыми мечетями — Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Храмовая гора в эпоху крестоносцев

Далее на сцену возвращаются христиане. В 1099 году Первый крестовый поход достиг своей цели — Иерусалима. В результате кровопролитного сражения с мусульманами город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса — в Храм Соломона. Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. 4 июля 1187 года мусульмане под предводительством Салах ад-Дина (Саладина) разбили крестоносцев в битве при Хаттине. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были превращены в мечети.

Храмовая гора под властью турок

В XIII веке власть перешла в руки мамлюков – мусульман неарабского происхождения. Они соорудили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. В XVI—XX веках Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города, в том числе стены Храмовой горы. В периоды мамлюкского и османского правления Палестиной евреи на Храмовую гору не допускались.

Годы британского мандата

В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Великобритании. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — ВАКФ, он же Исламский совет, который получил фактическую власть надо всей территорией Храмовой горы. С подачи тогдашнего иерусалимского муфтия Амина аль-Хусейни, активно участвовавшего в организации еврейских погромов в 1929 г. и сотрудничавшего с Третьим Рейхом, Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов.

Храмовая гора после образования Государства Израиль

В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Трансиордании (Иордании). В 1951 году на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдалла ибн-Хусейн. В 1958—1964 годах в ходе ремонтных работ серый свинцовый купол Аль-Аксы был заменен на позолоченный алюминиевый купол, и Храмовая гора приобрела современный вид.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня, достигнутого по окончании Войны за независимость.

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации: «Храмовая гора в наших руках!» Однако вскоре по распоряжению министра обороны Моше Даяна бело-голубой флаг был спущен и управление Храмовой горой было возвращено ВАКФу.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы. Израильская полиция Израиля запрещает евреям вносить на гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин, талит и религиозную литературу. Иудеям на Храмовой горе запрещено молиться и даже кланяться в сторону Святая Святых.

Современное состояние арабо-израильского конфликта на Храмовой горе

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, в 300 метрах к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене.

Главарь ПА Ясер Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях под контролем Палестинской автономии произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В 1998 г. ВАКФ открыл третью по счёту мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999—2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала Второй интифады (Интифада Аль-Акса), вспыхнувшей после подъема Ариэля Шарона на Храмовую гору в сентябре 2000 года, вход на гору для немусульман был по указанию израильского правительства прекращён вплоть до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби, который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены плача. Представитель ХАМАСа сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе.

Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могжет быть повреждена мечеть Аль-Акса.

Бар-Илан Шломо Громан

Источник: guide-israel.ru            через: Шахар

Реклама
Реклама
%d такие блоггеры, как: