Реклама
Последние новости

Любимица «Ангела Смерти»

Реклама

На вопрос одного журналиста, как бы она поступила, если бы случайно встретила доктора Менгеле на улице, Дина ответила: «Знаете, первое, что мне сейчас пришло в голову: я бы плюнула ему прямо в лицо и прошла мимо. Но я бы этого, скорее всего, не сделала. Я бы прошла мимо и не сказала ему ничего. Мне нечего ему сказать».

новый коллаж.jpg

Аннамари Дина Бэббит (Готтлибова) родилась 21 января 1923 года в городе Брно, в Чехословакии. Когда ей исполнилось 4 месяца, родители, либеральные евреи, развелись, и её мать Иоанна (Яна) Шавл воспитывала Дину одна. Они жили все вместе с тётей и её сыном Литци, с которым Дина проводила вместе много времени, придумывая себе самые различные игры и приключения. Мать старалась, чтобы детство её было вполне беззаботным. С трёх лет она начала рисовать, проявляя художественные способности.

Особенно ей нравилось изображать животных и детей. «Дети – это мои самые любимые люди», – говорила она. Позднее Дина будет изучать живопись и скульптуру в Брно и Праге, в Художественной академии, но, так случилось, что учёбу ей пришлось прервать в связи с тем, что после оккупации, в 1939 г., по распоряжению Адольфа Гитлера, еврейские студенты не могли больше продолжать своё образование. Неожиданно получив от матери сообщение, что та должна быть отправлена в гетто Терезиенштадт, Дина сразу же едет к ней.

«Я бросила всё и уехала домой, в Брно. Мы должны были держаться вместе», – вспоминала она. «Я никогда больше не бросала мать одну».

_6-RDzyJ9SU.jpg

Дина любила мать и была преданной дочерью. Но сейчас она решила совершить ради неё поступок, на который решится не всякая дочь: на сборный пункт, который находился как раз в здании художественной школы, где Дина начинала учёбу, они явились вместе. Решение сопровождать мать в Терезиенштадт было у Дины добровольным. Туда они прибудут за два дня до её 19-летия. Там, в Терезиенштадте, Дине суждено было встретить свою любовь , молодого еврея из Праги, Карела Клингера, которого она вспоминала всю жизнь с болью и тоской.

Её Карел умер от брюшного тифа в Дахау за два дня до освобождения концлагеря. Дина с мамой пробыли в Терезине до 7 сентября 1943 года, а затем, как и другим 5-ти тысячам узников из Чехословакии, им был уготовлен Аушвиц-Биркенау. Они были отправлены туда, на этот раз, отдельно друг от друга. В дороге Дина плакала, не зная, где находится её мать, жива ли она, но, по прибытию нашла её. Багажа у них не было, все вещи заставили оставить в вагонах для перевозки скота, в которых их везли три дня по ночам, стоя, голодными и без питья. Теперь они были опять вместе, в чешском семейном лагере ВIIb.

Чем был для Дины и её матери Аушвиц, не подлежит чёткому описанию. Что они там увидели и прочувстовали, как жили и пережили его? Без всякого сомнения, это был настоящий ад, в котором сам воздух наполнен смертью. Всю свою жизнь Дина пыталась освободиться, «вытряхнуть» его из себя, из своей памяти. До самой кончины она считала, что несмотря на освобождение, душа её всё ещё живёт там, как и герои её портретов, которые ей предстоит выполнить. Но об этом речь пойдет позже.

А пока вернёмся снова в тот семейный лагерь, куда поместили Дину и её мать. Человека, благодаря которому в этом самом страшном лагере смерти он мог быть организован, звали Фреди Хирш. Немецкий еврей из Аахена, он эмигрировал в Прагу. Был сионистом и приверженцем скаутского движения. Попав вместе с другими евреями из Чехословакии в Терезиенштадт, а затем, как и Дина с мамой, в сентябре 1943 года, был отправлен в числе 5-тысячного транспорта в Аушвиц-Биркенау. В составе этого транспорта находилось около 300 детей в возрасте до 16 лет. Такая ситуация была здесь непривычной, ибо поселить детей было негде – обычно их, прошедших опыты, сразу же уничтожали. Фреди Хирш, отказавшись от дающей большие «привелегии» должности лагерного «капо», стал руководить детским блоком. Он «выхлопотал» для прибывших детей специальный деревянный барак. Вместо нар вдоль барака, благодаря его усилиям, стояли маленькие столики для занятий.

На стене были картинки со сказочными персонажами. Одна из них была нарисована Диной. Фреди знал о том, что она изучала живопись и поэтому попросил её нарисовать для детей что-нибудь, что принесёт им радость. Как и Дина, он очень любил детей. Каждого ребёнка знал по имени… Фреди Хирш покончил с жизнью 8 марта 1944 года, узнав о предстоящей на следующий день гибели всех почти трёхсот детей из его барака в газовых камерах.

Так что же Дина изобразила тогда детям на стене барака по просьбе Фреди? Она нарисовала для них зеленую лужайку и цветы и белую гору на серой стене и прекрасную Белоснежку с семью гномами. Дети окружили её. Они хотели знать, будут ли на лужайке ещё коровы или лошади. Это было так важно для них, иметь ощущение оказаться в сказке, когда за стеной барака гуляет смерть. Позднее все они будут уничтожены. Но не тогда…

Слух о том, что Дина рисует, быстро распространился в лагере. Картинку на стене детского барака заметили. Дину начинают использовать в качестве художницы. Она должна будет писать номера на бараках, перерисовывать фотографии эсэсовских жен и невест, рисовать портреты. Франц Лукас, лагерный врач, который, как выяснилось, практицировал ещё до 80-х годов в Германии, в Шлезвиге Гольштейн, привёл её к доктору Менгеле в Е-лагерь, называемый «цыганским». Это было 22 февраля 1944 года. День этот Дина запомнит на всю жизнь.

Прежде чем войти, Лукас придержал перед Диной дверь, что было для неё очень странным. «Я думала, он просто издевается надо мной, и что на следующий день я попаду в газовую камеру или буду расстреляна».

Доктор Менгеле, «Ангел Смерти», как называла его в своём дневнике Анна Франк, а также другие лагерники, за его милую улыбку и обходительные манеры, которые абсолютно не сочитались с его садистскими опытами, проводимыми самозабвенно и беспощадно, уже ждал её. Он был ей конечно же знаком.

Чуть сдинутая на лоб фуражка, улыбка, приоткрывающая расщелину между широкорасставленными передними зубами, аккуратно подстриженные усики. Менгеле вообще выглядел всегда очень аккуратным и ухоженным: неизменно носил идеально выглаженный тёмно-зелёный китель, начищенные до блеска сапоги и белые перчатки. Напевая себе под нос, он одновременно вершил судьбы людей в Освенциме. «Ангел Смерти» был очень похож на дирижёра, когда он взмахивал хлыстом вместо дирижерской палочки, вправо – влево. Это была, своего рода, увертюра смерти, сочинённая «самим» лидером Третьего Рейха.

С 24 мая 1943 года, являясь доктором «цыганского лагеря», Менгеле начал проводить испытания на цыганах. Для издания «научных трудов», ему нужны были не чёрно-белые фотографии жертв испытаний, а их цветные портреты. Он хотел в цвете показать их расовое несовершенство, особо обращая внимание на «недочеловеческое» строение их черепа, «неправильные» оттенки кожи. Для выполнения портретов цыган он и хотел использовать Дину. А в тот день, увидев перед собой высокую привлекательную девушку, улыбка его стала вполне одобрительной.

Но Дине запомнились не улыбка, а скорее его глаза. Она напишет потом «Я никогда не видела таких «мёртвых» глаз». Рисование было единственным шансом выжить. «Ангел Смерти», обеспечив её красками, кистями и бумагой, обещал дополнительное питание и освобождение от «отправки». Так в Аушвице называли смерть. «А как Вы поступите с моей мамой?», – волнуясь спросила она. И, осмелев, неожиданно добавила: «Если мама будет отправлена, я брошусь под ток ограждения. Без моей матери я здесь не останусь». Менгеле, сделав паузу, которая длилась для неё бесконечно, принял её условие. «Какой номер у твоей матери?», спросил он. «Я точно не знаю, не помню».Он распорядился, чтобы мать нашли и доставили к нему. Когда её привели, он, записал её номер в отдельный список. Туда же была вписана и Дина. Это был «список живых».

Дина будет рисовать портреты цыган, прошедших чудовищные эксперименты, делать сравнительные рисунки голов, носов, ртов, ушных раковин. Всех их, кого она рисовала на портретах, уничтожат в газовых камерах в августе 1944 года.
Менгеле был вполне доволен, наблюдая за работой Дины в её «мастерской», находившейся в маленьком помещении рядом с баней, неподалёку от его кабинета. Он оказывал ей своё особое расположение, приносил с собой печенье и белый хлеб, чтобы угостить её, говорил комплименты. Она была его любимицей. Один раз он заметил ей, что на портретах не стоит подпись. «Как я должна их подписывать? Номером или именем?» Логичный вопрос. В Аушвице все они ведь были лишь номерами. Он ответил: «Нет нет. Подписывать именем».Для него она всё же имела имя.

И тогда она поставит подпись «Дина 1944».

Зимой 1944-45 года в Аушвице стало понятно , что война практически проиграна, срочно начинается подготовка к массовой эвакуации, которую запланировали на середину января 1945 года. Основная цель руководства лагеря была не сдать ни одного узника в руки красноармейцев живым. Гиммлер распорядился прекратить использоавние газовых камер. Три из четырех крематориев были закрыты, четвертый использовался под бомбоубежище. Началось срочное уничтожение всех документов лагеря, маскировались массовые захоронения, разрушались неиспользованные здания.

18 января 1945 года. В этот день 58 тыс. узников вывели из Аушвица, погнав под конвоем за 56 км в город Лослау на границе с Чехословакией, а оттуда в переполненных товарных вагонах доставляя в концлагеря Германии. Это был, так называемый, «марш смерти», в котором погибло по сромным подсчётам 15 тысяч узников Аушвица.

В памяти Дины «марш смерти» будет «звучать» по-особому. Она никогда не сможет забыть, как их с мамой, подгоняя, три дня вели пешком по дороге. Слева и справа – конвой, выстрелы, те, кто не имел сил идти, падали, их трупы оттаскивали к краям дороги. В дальнейшем Дина и её мама попадают сначала в женский лагерь Равенсбрюк, а через три недели – в лагерь Нойштадт-Глеве, где на авиационном заводе Дорниер она будет рисовать номера самолётов. И вот наконец он настал, этот так долго и мучительно ожидаемый день освобождения. 5 мая 1945 года останется в её памяти навсегда. Три недели они с мамой будут через всю Германию пробираться к себе на родину в переполненном такими же, как они бывшими узниками, транспорте. Попали наконец домой, но никто их там не встречал. Отец Дины, не пережил Холокост – был уничтожен в одном из лагерей смерти. Оставаться здесь больше они не хотели.

Поворот судьбы опять сведёт Дину, «Белоснежку из Аушвица», как её будут называть, с Белоснежкой из сказки и жизнь её и впрямь станет сказочной. Дина, начав обучение до войны на отделении графики, решает работать для мутьтипликационного кино. Придя наниматься на работу в парижскую студию Уорнер Бразерс, она знакомится с известным мультипликатором, Артом Бэббитом. Работая с Уолтом Диснеем, Бэббит также имел непосредственное отношение к «Белоснежке». Он был создателем образа злой королевы в этом фильме, который так обожала Дина. Потом, в апреле 1949 года они поженятся, появятся две дочери – Мишель и Карин. Семья переедет в Америку, в Голливуд. Судьба наконец унесёт её из Европы, в которой всё напоминает ей Холокост. Дина будет работать в мультипликации для различных голливудский студий, таких, как МГМ, Джей Уорд Продакшн и Уорнер Бразерс, с которой она начинала свою мультипликаторскую карьеру в Париже. Она примет участие в работе над персонажами Donald Duck и Speedy Gonzalez. Брак с Бэббитом продлится 14 лет. Живя в Лос-Анджелесе, Дина будет растить своих дочерей одна, как когда-то её мать Яна растила её саму.

В конце концов она соединится со своим другом Лесом Гольдманом, и в 70-х годах они переселятся в Калифорнию, в Санта Крус, где в живописном городке Фелтон она будет проживать до самой своей кончины. О судьбе рисунков, созданных в Аушвице, Дина не вспоминала, будучи увереной том, что её лагерное творчесто давно не существует. Но получилось всё иначе. В 1963 году мемориальный музей Освенцима откупил у узницы, венгерской ерейки Евы Кирш, которую удочерила пара, потерявшая собственную дочь, шесть работ Дины, а чуть позже один из бывших узников продал музею седьмую. Желая получить подтверждение авторства, музей в 1973 году пригласил Дину приехать лично.

Удалив свою лагерную татуировку с номерными знаками 61016 на левом предплечье, она, показывая шрам, с иронией заявляла, что этот номер уже не будет участвовать в розыгрыше лото штата Калифорния. Он не выигрывает.

Не выигрывает и до сих пор её дело по передаче картин из мемориального музея Аушвица в Америку. Дина считала, что они должны храниться не на территории лагеря смерти, а в свободной Америке, которую она любила, где родились её дочери и внуки, в нью-йоркском Музее Холокоста, пренадлежа ей и её дочерям. А как она боролась за это! Побывав ещё раз в 1997 году с командой телевидения NBC в музее Аушвица, снова не получила согласия, но мириться с этим ни за что не хотела.
И получила большую поддержку, причем на государственном уровне. Госдепартамент и Конгресс США, Американский еврейский комитет, правительство Польши, Международный Совет Аушвица, Центральный Совет немецких синти и рома, встали на её защиту. Представитель Конгресса США, Шелли Бёркли, дипломаты, 450 самых видных деятелей искусства Америки, направили петицию в мемориальный музей Аушвица, с требованием вернуть оригиналы портретов художнице.

Дина Бэббит покинула этот мир 29 июля 2009 г. Ей было 86 лет. За год до этого она перенесла операцию по поводу рака брюшной полости. Возможно он стал одной из причин её борьбы с мемориальным музеем Аушвица. Незадолго перед своей кончиной, она получила из музея коробку с репродукциями портретов. Она её не открыла.

Елена-Эстер Гинзбург

Источник: berkovich-zametki.com

Реклама
Реклама
%d такие блоггеры, как: