Реклама
Последние новости

Ко Дню рождения Анастасии Вертинской

Реклама

Анастасия Александровна Вертинская – советская и российская актриса театра и кино, в 1988 году получившая звание народной артистки РСФСР. Популярность пришла к ней сразу после первых картин «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Оба фильма входят в золотую коллекцию советского кинематографа. 

8356223c2339.jpg

Детство и юность

Анастасия родилась в конце войны 19 декабря 1944 года в Москве, в семье легендарного поэта, актера и певца-шансонье Александра Вертинского, который всего лишь за год до рождения дочери вернулся в Советский Союз из эмиграции. Матерью девочки была Лидия Циргвава, художница и киноактриса, известная зрителю по ролям в фильмах-сказках «Садко» и «Королевство кривых зеркал». Также в семье воспитывалась старшая дочь Марианна Вертинская.

Анастасия Вертинская и Марианна Вертинская

Анастасия Вертинская и Марианна Вертинская

Настя получила наилучшее образование, которое на тот момент могла предложить столица России. Упор был сделан на музыкальные занятия и изучение иностранных языков. Также отец прививал дочерям любовь к литературе и разным видам искусства. Он считал, что вне зависимости от профессии человек должен иметь широкий культурный кругозор.

В детстве Анастасия мечтала быть балериной, но в группу по занятиям классической хореографией ее не приняли по причине высокого роста и крупной кости. Тогда она решила стать переводчицей и сосредоточиться на изучении иностранных языков. Но, попав в 15 лет на съемочную площадку, окончательно определилась с выбором будущей профессии.

Анастасия Вертинская в детстве с отцом и сестрой

Анастасия Вертинская в детстве с отцом и сестрой

За год до поступления в театральный вуз Анастасия вошла в труппу Московского театра имени Пушкина и много гастролировала по стране. В 1963 году Вертинская стала студенткой Высшего театрального училища имени Щукина, причем она не сдала экзамены с первой попытки. Педагоги позволили ей переэкзаменоваться, так как уже видели ее в кино и знали, на что она способна.

Анастасия Вертинская в молодости

Анастасия Вертинская в молодости

В самом конце 80-х годов, будучи всемирно известной, Вертинская согласилась на предложение руководства Оксфордского университета и в течение 12 лет преподавала там актерское мастерство. Также она вместе с Александром Калягиным вела аналогичный курс во французских студиях «Комеди Франсэз» и «Чеховской школе», а также в швейцарской «Школе европейского кино».

Фильмы

В 1960 году Анастасия Вертинская решила ради эксперимента пройти прослушивание на роль Ассоль в экранизации романтической повести Александра Грина «Алые паруса». Только увидев 15-летнего подростка, режиссер Александр Птушко решил отказать ей, настолько вид школьницы со стрижкой, одетой в спортивный костюм, не соответствовал его представлениям о главном персонаже картины.

Анастасия Вертинская в фильме «Алые паруса»

Анастасия Вертинская в фильме «Алые паруса»

Но, рассмотрев профессиональные фотографии претендентки, он изменил свое мнение, разглядев выразительность девушки и ее своеобразную отчужденность от реальности. «Алые паруса», где также снимался великий актер Василий Лановой, с которым у Вертинской впоследствии были очень дружеские отношения, стал настоящим открытием для зрителей. В первый же год фильм посмотрели более 23 миллионов человек.

В том же году на экраны вышла и вторая картина начинающей актрисы — «Человек-амфибия», снятая по фантастическому роману Александра Беляева. Эту роль Вертинская получила благодаря глубине своих глаз, так как главным требованием режиссера было, чтобы у претендентки на роль Гуттиэре «в глазах было небо». В фильме также снялись Владимир Коренев и Михаил Козаков, а композитор Андрей Петров создал музыкальное оформление киноленты.

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Еще совсем молодая Вертинская на съемочной площадке проявила себя как настоящий профессионал. Она научилась великолепно плавать, специально занимаясь с инструктором, отказалась от дублеров и сама находилась в ледяной воде, ныряла на глубину и участвовала во всех сложных эпизодах приключенческой картины. Фильм получил высокие оценки критиков, его посмотрели свыше 65 миллионов зрителей.

Но сама актриса о первых ролях вспоминает снисходительно прохладно, считая, что эти первые пробы в киноискусстве можно сравнить с детскими фотографиями: умилительно, но нелепо. Кроме того, Вертинская считает роман Беляева «шлягерной беллетристикой».

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Своим настоящим кинодебютом актриса считает роль Офелии в фильме Григория Козинцева «Гамлет». Этот сложный образ она смогла воссоздать очень ярко и вместе с тем – естественно. Анастасия вспоминает, что именно работа в «Гамлете» показала ей, что актерство – это не только мастерство, но и внутреннее таинство. Особенно тепло она отзывается о сотрудничестве с Иннокентием Смоктуновским, который сыграл заглавного персонажа.

Картина принесла Вертинской международную известность, когда она получила первый приз на Венецианском кинофестивале. Там же ее стали называть «Вивьен Лисоветского экрана». Впоследствии эта роль была причислена критиками к самым значительным в творческой биографии актрисы.

Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»

Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»

После «Гамлета» актриса снялась в драме Александра Зархи «Анна Каренина» в роли Кити Щербацкой и в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», где предстала перед зрителями в образе Лизы Болконской. В 1969 году актриса появилась в романтической мелодраме «Влюбленные», где партнером Анастасии по сценической площадке стал Родион Нахапетов. В 1970 году актриса попала в военную драму «Случай с Полыниным», в которой сыграла вместе с наставником по «Современнику»Олегом Ефремовым.

В драме по пьесе М. Горького «Преждевременный человек», экранизированной режиссером Абрамом Роомом, Анастасия предстала в образе неверной жены трудоголика Богомолова (Игорь Кваша). В 1971 году фильмография актрисы пополнилась главной ролью в фильме-сказке «Тень» по произведению Е. Шварца, где партнером Вертинской стал Олег Даль.

Анастасия Вертинская в фильме «Война и мир»

Анастасия Вертинская в фильме «Война и мир»

Также Анастасия Вертинская выделяет роль Моны в популярном телевизионном фильме «Безымянная звезда». Особенность этой картины для актрисы заключается не только в том, что в ней есть и лирическое, и комедийное, и драматическое начало, но и в том, что режиссер не навязывал образы персонажей, а позволил им самим играть героев так, как артисты чувствуют и видят. В итоге актерский состав был настолько увлечен работой, что закончил фильм всего за один месяц.

В 1994 году Вертинская сыграла мистическую роль Маргариты в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Претендентками на эту роль были также знаменитые Ирина Алферова, Анна Самохина, Вера Сотникова и Елена Майорова. Выбор режиссера пал на Анастасию из-за ее необычного взгляда, внутреннего благородства и врожденного аристократизма.

Анастасия Вертинская в фильме «Мастер и Маргарита»

Анастасия Вертинская в фильме «Мастер и Маргарита»

И снова актриса работала без дублеров, даже в сцене полета на метле, которую снимали глубокой ночью, а Вертинская была привязана к вертолету и парила достаточно высоко над землей. Интересно, что из-за разногласий режиссера и продюсеров картина попала в прокат только спустя 17 лет. Последней работой в кино для Анастасии Вертинской стала роль Атаманши из мюзикла Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co», созданного на музыку Геннадия Гладкова.

Анастасия Вертинская в фильме «Бременские музыканты & Co»

Анастасия Вертинская в фильме «Бременские музыканты & Co»

В 1991 году Анастасия Вертинская открыла Фонд помощи русским актерам, денежные средства которого направляла на поддержку малоимущих или больных артистов. Не оставляла в стороне руководитель фонда и молодых начинающих актеров, режиссеров и сценаристов, нуждающихся в финансовой поддержке. В 90-е годы актриса появлялась на телевидении, где примерила на себя роль ведущей передач «Другие берега» и «Золотое сечение», но вскоре программы закрылись из-за несоответствия формату современного ТВ.

Анастасия Вертинская в спектакле «Имаго»

Анастасия Вертинская в спектакле «Имаго»

В XXI веке великая актриса перестала сниматься в кино и выходить на сцену. Основной причиной Анастасия называет отсутствие интересных предложений, а вовсе не личное нежелание и неспособность играть дальше. Единственной значимой работой этого периода стала для Анастасии Александровны роль Элизы в спектакле «Имаго» по мотивам «Пигмалиона» Б. Шоу. Постановка была осуществлена силами антрепризы. Критики отметили в образе, воссозданном Вертинской, неоднозначность и противоречивость.

Основным делом жизни для себя актриса считает восстановление и сохранение наследия отца – Александра Вертинского. Помимо фонетической реставрации немногих записей, что остались после шансонье, Вертинская также выпустила книгу его мемуаров.

Личная жизнь

В 1966 году Анастасия Вертинская вышла замуж за своего однокурсника Никиту Михалкова, который позднее стал всемирно известным кинорежиссером. На момент свадьбы сыну Степану уже было 6 месяцев. Через 3 года, по причине желания каждого из супругов посвятить жизнь карьере, а не зацикливаться на личной жизни, молодые люди расстались.

Анастасия Вертинская и Никита Михалков с сыном Степаном

Анастасия Вертинская и Никита Михалков с сыном Степаном

В 1976 году Анастасия повторно выходит замуж за известного певца Александра Градского. Официально брак просуществовал 4 года, хотя расстались молодые еще в 1978 году. Причем сама актриса не считает, что была замужем за Градским, ставя его в один ряд с другими мужчинами, с которыми у актрисы были длительные романы – Олегом Ефремовым, Борисом Эйфманом и Павлом Слободкиным.

Анастасия Вертинская и ее дети

Анастасия Вертинская с сыном

В интервью Вертинская опровергает утверждение, что у нее было четверо гениальных мужей. Актриса утверждает, что была замужем единожды – за Михалковым. Брак для себя Вертинская считает утопией, а главными мужчинами в жизни называет отца и сына.

Анастасия Вертинская до и после пластики

Анастасия Вертинская до и после пластики

В середине 2000-х годов Вертинская решилась на подтяжку лица. Как заметили многие специалисты, актриса после пластики стала выглядеть моложе, что видно на фото Анастасии, но утратила при этом собственную индивидуальность.

Анастасия Вертинская сейчас

Сейчас Анастасия Вертинская посвятила себя семье. Актриса общается с внуками, которые называют ее Нана, так как слово «бабушка» актриса не жалует. В семье Степана Михалкова подрастает трое детей – старшая дочь Александра Михалкова (1992 г.р.) и сыновья – Василий (1999 г.р.) и Петр (2002 г.р.).

У актрисы нет персональных страничек в социальных сетях, в том числе и «Инстаграме». Как и многие артисты советского поколения, Анастасия Александровна предпочитает живое общение.

Анастасия Вертинская в 2017 году

Анастасия Вертинская в 2017 году

Также Вертинская увлеклась национальными кухнями, даже составила эксклюзивное меню для сети ресторанов сына и курирует шеф-поваров, работающих там.

В 2017 году планируется снять ремейк фильма «Человек-амфибия» для китайских зрителей. Соглашение между российскими кинематографистами в лице председателя совета директоров студии «Ленфильм» Федора Бондарчука, генерального директора «Главкино» Владислава Мельникова и китайской стороной было подписано еще в конце 2016 года.

Источник: 24smi.org

Реклама
Реклама
%d такие блоггеры, как: