Реклама
Последние новости

Артур Шик, великий и почти забытый художник‑иллюстратор

Реклама

В Историческом обществе Нью‑Йорка открылась выставка, посвященная творчеству Артура Шика — одного из самых выдающихся графиков XX века, сегодня почти забытого. Его работы появлялись повсюду — от Белого дома до «Желтых страниц» Нью‑Йорка. Творчество его не было исключительно светским: в нем нередко встречаются религиозные мотивы и сюжеты, он создал цикл иллюстраций к пасхальной Агаде, а в его политических работах появляются такие персонажи еврейской истории как Моисей.

Артур Шик. Пилигримы. 1946

Отчего же имя Артура Шика было забыто? Тому есть несколько причин. Он не принадлежал ни к одному из существующих художественных течений и не стал создателем новой школы. Умер Шик в 1951 году, накануне рождения современного искусства, в которое его работы не вписывались стилистически. За годы, проведенные в США, он создал сотни работ, но десяти лет было недостаточно для того, чтобы возникли тесные связи с миром искусства. Вся его графика выполнена на бумаге и потому крайне чувствительна к изменениям микроклимата, экспонирование ее сопряжено с трудностями. Те, кто был знаком с творчеством художника поверхностно, знали его в основном как иллюстратора сказок Андерсена. Сложное имя только усугубило положение дел.

Артур Шик. Агада. Семейный седер. Лодзь. 1935

Главной причиной забвения, как мне кажется, стал тот факт, что сразу после его смерти семья и наследники перестали сотрудничать с дилерами, потому что сын Шика хотел сам распорядиться наследством. Когда и он умер год спустя, не осталось никого, кто боролся бы за признание и сохранение памяти о художнике или был бы заинтересован в экспонировании его работ. Жена Шика распродала оставшиеся работы в частные коллекции. Но в 1992 году раввин Ирвин Унгар решил извлечь имя Артура Шика из мрака забвения; это дело он продолжает по сей день, и выставка в Историческом обществе Нью‑Йорка тоже служит этой цели

На выставке представлены главным образом работы, касающиеся темы Второй мировой, в которых художник обращается к сложному вопросу, что значит быть евреем во время войны. Рисунок «Современный Моисей» изображает пророка, поддерживающего двух еврейских солдат. В «Пилигримах», также известных под названием «Нелегальные пассажиры», центральное место занимает маген Давид, по обеим сторонам которого расположены два судна.

Одно из них — «Мэйфлауэр», а другое — более современное, на его мачте развевается флаг с двумя полосами и звездой Давида. Рисунок определенно взывает к опыту, пережитому иммигрантами тогда и сейчас. Для Шика характерны сложные композиции, использование множества деталей и персонажей, но вместе с тем рисунки его не производят впечатление перегруженных — они стараются раскрыть всю правду. Такой была и жизнь самого художника — он был постоянно погружен в работу и редко когда работал над рисунком больше недели.

Художник у себя в мастерской

Я очень рекомендую посетить выставку «Артур Шик: воин от искусства» в Историческом обществе Нью‑Йорка и открыть для себя этого незаслуженно забытого художника. 

Выставка «Артур Шик: воин от искусства» открыта до января 2018 года.

 

Александра Пуччиарелли

Источник: tabletmag.com             перевод: lechaim.ru

Реклама
Реклама
%d такие блоггеры, как: