Легендарные еврейские дома Киева
Украинская столица может гордиться своей еврейской историей. Художники, литераторы, общественные деятели, финансисты, революционеры, ювелиры и архитекторы — десятки, если не сотни известных на весь мир фигур еврейских кровей родились или в разное время жили в Киеве. А сколько еще было неизвестных еврейских героев или не совсем героев, но тоже еврейских? Где именно они жили, какие строения им принадлежали, в каких домах их принимали и где им удалось избежать смерти.
Дом «святого доктора»

Киев, улица Ярославов Вал, 13 // Фото: Виталий Носач
Во время прогулок по улице Ярославов Вал особое внимание стоит обратить на дом №13 Б. Здесь жил врач Феофил Яновский, который во время погромов начала XX века спас многих евреев, пряча их в погребе дома и в Александровской больнице. О «погребе Яновского» знали многие жители столицы, но уважение к врачу было так велико, что его тайну никто не выдал. Во время волнений доктор Яновский встал на защиту евреев и убеждал погромщиков прекратить бесчинства.
«Начать личную, эгоистическую жизнь и закрыть глаза относительно других — я не могу; не могу не потому, что я добрый, а потому, что иначе поступать несправедливо», — утверждал врач в своих письмах. Он бесплатно лечил бедных больных, часто оставлял им деньги на продукты, лекарства и сиделок. 8 июля 1928 года, в день, когда «святой доктор» умер, в Киеве остановился транспорт и предприятия, а тысячи людей вышли на улицу, чтобы присоединиться к прощальной процессии, в которой принимали участие православный священник, раввин и ксендз.
Доходные дома оперного тенора

Киев, улица Пушкинская, 8 // Фото: Виталий Носач
Артист императорских театров Михаил Михайлов, при рождении получивший имя Моисей Зильберштейн, не только успешно выступал на большой сцене, но и торговал недвижимостью. В Киеве в его собственности было несколько доходных домов: №2 и №16 на Ярославом Валу и особняк №8 по улице Пушкинской. Тенор мог владеть любой недвижимостью и проживать там, где ему хотелось, — ограничения, с которыми сталкивались евреи того времени, его не касались. О творческой жизни талантливого еврея известно достаточно: его дебют состоялся в Киеве, он свободно брал верхнее «ре», выступал дуэтом с Федором Шаляпиным и был первым, кто исполнил партию Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского.
Дома друзей Шолом-Алейхема

Киев, улица Владимирская, 4
Заезжая в Киев, писатель Шолом-Алейхем часто бывал в гостях у своих друзей — представителей еврейской творческой интеллигенции. Многие из этих домов сохранились до нашего времени. В доме №4 по улице Владимирской жил ближайший друг писателя, автор песен на идиш Марк Варшавский. Это здание до сих пор находится в хорошем состоянии и в XXI веке стало наглядным примером того, какими были многоквартирные постройки второй половины XIX века.

Киев, улица Малая Житомирская, 17
В доме №17 по улице Малой Житомирской Шолом-Алейхему также всегда были рады — здесь жил его хороший друг, юрист Моисей Мазор, который был женат на племяннице писателя Наталье.
Дом №17 по улице Владимирской был снесен в 1997 году, но копия фасада дома сохранилась. В этом здании жил известный «ученый еврей» при генерал-губернаторе Герман Барац, о забавных случаях с которым Шолом-Алейхем упоминал в своих записках. Иногда по дороге с работы Герман Барац не сразу мог понять, где стоит его дом, и определял его лишь по табличке с собственным именем.
Центр культурной жизни на Малой Житомирской

Киев, улица Малая Житомирская, 20
Около 100 лет назад многоквартирный дом №20 по улице Малой Житомирской был центром культурной жизни киевских евреев — здесь свои собрания проводило отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России. На заседаниях решалось, где в городе состоится открытие новых выставок и какие тематические чтения будут организованы. В этом же здании работала еврейская школа для взрослых и организация, оказывающая помощь еврейским учителям. Отделение общества в Киеве открылось в 1903 году и распространяло свою деятельность на Подольскую, Волынскую и Киевскую губернии. Во многом работа по просвещению евреев стала возможна благодаря хорошим отношениям между генерал-губернатором Михаилом Драгомировым и меценатом Лазарем Бродским.
Библиотека, которую сохранил барон Гинзбург

Киев, улица Владимирская, 45
В 1910-х годах во дворе дома №45 по улице Владимирской заседало Киевское общественное собрание, и большую часть его составляла еврейская интеллигенция. Это были врачи, предприниматели, журналисты и купцы. Общественное собрание предоставляло помещения еврейским литературным и музыкальным обществам — там они проводили свои мероприятия. В это же время открылась Киевская общественная библиотека, фонды которой насчитывали около 32 000книг на украинском,русском, польском, немецком, французском и еврейских языках. Со временем библиотека стала убыточной и могла прекратить свое существование. Но вмешался еврейский барон Владимир Гинзбург и вместе с другими кредиторами библиотеки согласился простить долги учреждения при условии, что библиотека окажется в распоряжении Киевского общественного собрания. Так и получилось. Фонды библиотеки были сохранены.
«А где Яша?»

Киев, улица Владимирская, 19
На фасаде дома по улице Владимирской, 19 установлена мемориальная доска, которая увековечила память о фоторепортере XX века Якове Давидзоне. Он родился в Винницкой области в бедной многодетной еврейской семье, а фотографией увлекся в юности после переезда в Киев. Яков Давидзон прошел долгий творческий путь: от внештатного корреспондента до человека, который первым фотографировал деятелей искусства и космонавтов и никогда не преклонялся перед должностями и званиями своих клиентов.
Ходят слухи, что первые лица государства могли просто спросить — «А где Яша»? — если не видели фотографа в толпе во время проведения торжественных мероприятий.
Он был трудоголиком, постоянно фотографировал, не признавал отпусков и выходных. Особенно интересными ему казались места, куда не могли попасть другие фотокорреспонденты — у Якова Давидзона и был пропуск «проход всюду».
«Ну если Давидзона не пропустят, то зачем вообще этот парад?» — говорил знаменитый фотокорреспондент, с легкостью минуя оцепления во время киевских митингов. Свои кадры он часто делал прямо у правительственной трибуны. За свой вклад в фотопублицистику Яков Давидзон был удостоен Шевченковской премии.

Киев, улица Владимирская, 19. Дом архитектора П. Алешина. Фото 1930 г.
Алина Возная
Источник: jewishnews.com.ua